Правила монтажа фрикционных соединений

фрикционные соединения

Правильно монтируя фрикционные соединения, получают упрочнённую связь, с эффектом «прикипевших» одна к одной деталей, а если требуется, то и герметизации. В сейсмостойком строительстве фрикционное соединение максимизирует силу трения, гася колебания.фрикционные соединения

Что такое фрикционное соединение?

Фрикционное соединение представляет собой сдавленные метизами поверхности из однородных, реже – разнородных материалов.
Увеличивая силу трения между прилегающими поверхностями, широко используют фрикционные смеси и грунтовки различных композиций и составов.
В монтаже металлоконструкций и машиностроении фрикционное соединение это упрочняющая запрессовка сдавливанием шероховатых поверхностей типа сталь-сталь.
Обычный способ использования фрикционного эффекта в строительстве – сдвиг трением. Высокопрочные болты прижимаются через шайбы к поверхности металлоконструкции. В машиностроении, сантехнике, транспорте (фрикционные муфты, коробки передач и тормозные механизмы) встречается обжим криволинейных поверхностей, по периметру, в конусе.

Аналоги и применение фрикционных соединений

Близкий по физической сути аналог монтажного фрикционного соединения – сварка трением.
Среди конструктивных решений с использованием фрикционных соединений – упруго-фрикционные системы (ФПС) и фрикционно-подвижные соединения (ФПС). Применяют в сейсмостойком строительстве и при прокладке трубопроводов.
Правильно собранные фрикционные соединения в строительстве – это упрочняющие элементы сборных металлоконструкций.

Условия создания монтажного фрикционного соединения

Правильный монтаж фрикционных соединений сопряжён с требованиями:
1. Чистота прилегающих поверхностей. Для этого удаляют защитные, декоративные или технологические покрытия и неровности (краска, плёнка, масло, заусеницы), в том числе с метизов (заводская консервирующая смазка).
2. Ровная площадь и шероховатая поверхность поверхностей прилегания.
3. Плотное прилегание, достигаемое достаточным усилием – при монтаже металлоконструкций получают, используя болты, гайки и шайбы повышенной прочности.

Подготовка к сборке фрикционных соединений

При монтаже металлоконструкций с использованием фрикционных соединений, болгаркой (УШМ) предварительно обрабатывают поверхности, устраняя краску, грязь, неровности и дефекты поверхностей. Насадки – наборной шлифовальный круг или металлическую щётку. Можно использовать и наждачный круг, но, как правило, он даёт менее гладкую поверхность.
Используют и пескоструйную обработку, растворители (обычно – для снятия смазки).

Правила сборки фрикционных соединений

При монтаже болты устанавливают в два этапа.
1. Вручную или с помощью гаечных ключей, гайковёртов, делают предварительную сборку. При групповом расположении фрикционных соединений для совмещения отверстий используют оправки (проходные «монтажки» и конусные «морковки»), пробки (гладкий прут).
2. Протягивают (дотягивают) фрикционные соединения до проектного усилия тарировочным (протарированным динамометрическим) ключом или длинным ключом, ключом с усилителем (насадкой, например обрезком трубы). Избегая путаницы, затянутые до необходимого усилия болты помечают маркером.
3. Если фрикционное соединение представляет собой пакет, состоящий из балок, пластин и метизных комплектов, то при сборке конструкции следят, чтобы между обжатыми деталями не оставалось зазоров.
Применение не высокопрочных болтов не гарантирует полноценного фрикционного соединения, и требует осторожности, с недопущением избыточного усилия.
Замена шайб граверами недопустима – в этом случае фрикционного соединения не получится.

Контроль качества

Проверку крутящего момента болтов производят динамометрическим ключом, либо используя тот же инструмент, что и при протягивании. При обнаружении недотянутых элементов, брак устраняют, а плотность проверяемых болтов увеличивают вплоть до 100% проверки.
Свободный конец болта (стержень) должен выступать не менее чем на 1-3 полных витков резьбы.
Осматривают болты, шайбы и гайки, бракуя на замену треснувших метизов.
При пакетном размещении фрикционного соединения, с помощью набора щупов проверяют предельно допустимые величины зазоров (например, в пределах 0,3 мм).

Экология и безопасность

Фрикционные соединения относятся к экологически чистым частям металлоконструкций. Но, подготовительные работы связаны с пылью и шумом, иногда с растворителями. По экологическим соображениям пескоструйная обработка нежелательна.
Известный метод избежать экологически вредных работ при монтаже металлоконструкций – предварительная заводская обработка будущих стыков дробеструйным способом, с последующим покрытием специальной фрикционной грунтовкой.
Электроинструментом работают с использованием защитных очков, кожухов, рабочей одежды. При работе с горелкой и растворителями под рукой обязательны средства пожаротушения.

Пишу на совесть, понемногу, о чём-нибудь и как-нибудь ;) Нашёл что надо? Слава богу! Дать ссылку только не забудь.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*